Главная » 2015 » Январь » 18 » Урок по математике в 1 классе на тему: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность."
16:29
Урок по математике в 1 классе на тему: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность."
[size=9][cУрок-сказка. Математика в 1-м классе Коняхина Марина Анатольевна, учитель начальных классов
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Цели: • познакомить с компонентами вычитания; • развивать вычислительные навыки; • воспитывать интерес к предмету, взаимовыручку, взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам Оборудование: • презентация рисунков с изображением яблони, печки, речки, избушки, лебедей, девочки, мальчика к сказке «Гуси-лебеди» • карточки с изображением цифр 1-10 • ребусы • мультимедийный проектор • документ-камера • музыкальный центр • экран Планируемые результаты: • учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; • решать задачи изученных видов; • объяснять и обосновывать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации; • использовать речь для регуляции своего действия; • контролировать и оценивать свою работу и её результат
ХОД УРОКА: I. Организационный момент - Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
У: Руки? Д: На месте! У: Ноги? Д: На месте! У: Локти? Д: У края! У: Спина? Д: Прямая! II. Вступительная беседа – Ребята, кто из вас любит сказки? Все? Я так и думала. Сегодня я приглашаю вас в одну из них. Как вы думаете, это будет простая сказка или математическая? Конечно, математическая, ведь у нас урок математики. – Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем надо поставить цифры по порядку от 1 до 10. III. Актуализация знаний 1.Работа с нумерацией чисел в пределах 10 – Какое число при счете называют первым? – Какое число при счете называют последним? – Назовите «соседей» числа 6, 9? – Назовите число, которое следует за числом 3, 7? – Назовите число, которое стоит перед числом 5, 2? – Назвать числа через 1, начиная с 1, с 2 (хором). Переворачиваю цифры, читаем название сказки «Гуси-лебеди». –Мы с вами в сказке. Помните, как гуси – лебеди унесли братца? Побежала девочка искать его. У кого она просила помощи? (печка, речка, яблоня) Но, прежде чем помочь девочке, они просили ее исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. – Чтобы помочь детям спастись от гусей – лебедей и Бабы Яги, нужно: • правильно и быстро выполнять задания; • не допускать ошибок; • а главное, быть очень внимательным. Готовы? -Вам необходимо выполнить тест, чтобы отправиться в путь. 2. Тест Тест Задание Варианты ответов 1.Укажи все примеры с ответом 8. 3+5 10-2 1+8 6+2
2.Укажи сумму чисел 4 и 5. 8 9 10 3. Какое число из трёх заданных чисел получится при сложении двух других? 3 7 10
4.На сколько 9 больше, чем 7? На: 3 2 4
5.Увеличь 6 на 3. 9 8 7
6.Укажи разность чисел 10 и 4. 5 6 8 7.Какое число уменьшили на 2, если получили 8? 6 5 10 8.Укажи равенство, которое станет верным, если в окошко записать число 5. 8-=4 6+=10 -4=1
-Проверка! (с помощью документ-камеры) Где играют дружно, Считают умело, Там и сказке можно Появиться смело! 3. Задачи в стихах. – Итак, отправляемся в путь. Закройте глазки. Представьте себе, что перед нами дремучий лес. Представили? Откройте глаза. Чтобы не было страшно в этом дремучем лесу и не было скучно идти по лесу, давайте решать веселые задачки: 1.У пенечка 2 грибочка, И под елкой 5, Сколько будет всех грибочков Надо посчитать. (5 + 2 = 7) -Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма) 2.Саша с Колей рыб удили 9 рыбок наловили. Котик к рыбкам подобрался Одну схватил он и умчался. Сосчитайте-ка, дети, скорей, Сколько осталось рыб у друзей? (9 – 1 = 8) -Как называются компоненты при вычитании, вы ещё не знаете. IV. Работа по теме урока 1. Практическая работа -Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? (Узнаем, как называются компоненты при вычитании) -Прочитайте равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…». (9 уменьшили на 1, получилось 8) -Какое число мы уменьшали? (9) Оно называется уменьшаемым. -Какое число мы вычитали? (1) Оно называется вычитаемым. -Что в результате получилось? (8) Результат вычитания называется разностью. -Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». ( На доску вывешивается плакат с названиями компонентов и результата вычитания) 2.Объяснение нового (с применением экрана) 3. Работа по учебнику (с.29, с применением документ-камеры) Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидело 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?) -Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (Кругом) -Почему зачеркнули 2 круга? -Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5,2,3? -Как называется выражение 5-2? -Прочитайте предложение под схемой. – Бросилась девочка догонять Гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела Яблоньку (ставлю). V.Физкультминутка Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево- Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок, Моя яблонька заснёт. -«Яблоня, матушка, скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?» «Выполни мое задание, скажу!» – Давайте, ребята, выручать Аленушку. VI. Закрепление изученного материала 1. Работа уч-ся на ноутбуках а) Как называются числа при вычитании. (Работа в паре, проверка с применением экрана) б) Каждой птице - своя карточка. (Работа в паре, индивидуальная работа на компьютере, проверка с применением экрана) – Побежала девочка дальше. Стоит перед ней Печка (ставлю). «Печка, матушка, скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?» «Выполни мое задание, скажу!» Поможем девочке выполнить задание Печки? 2.Увеличение числа на 1 8 7 9 6 3 1 3.Уменьшение числа на 2 4 6 2 5 10 – Дальше бежит девочка. Течет на ее пути Молочная речка, кисельные берега. «Молочная речка, кисельные берега, скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?» «Выполни мое задание, скажу!» -Давайте, ребята, снова поможем Аленушке. 4. Работа по учебнику -№ 1, с.29 (запись примера на доске) – Долго бегала девочка по полям, по лесам. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках. На крыше ее сидят Гуси-лебеди. - Сколько Гусей-лебедей сидят на крыше избушки? ( 2) - А в избушке Баба Яга братцу Иванушке хитрые вопросы задает, на сообразительность и находчивость его проверяет. -А вы хотите помочь Иванушке? -Отгадайте ребусы: 7Я, ПО2Л, С3Ж. -Отвернулась Баба Яга, девочка подхватила брата на руки и побежала. Баба Яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила. Сестра с братом добежала до молочной реки. «Речка, матушка, спрячь нас, пожалуйста». «Выполни мое задание, скажу!» 5. Работа в тетради с печатной основой (№ 1-2, с.16) (Выполнение заданий в тетради, на экране с применением документ-камеры) – Гуси-лебеди пролетели мимо. А девочка с братцем опять побежали. А Гуси-лебеди догоняют, того и гляди братца из рук вырвут. А вот и печка. «Печка, матушка, спрячь нас, пожалуйста». «Выполни мое задание, скажу!» 6. Работа по учебнику -№ 3, с.29 (анализ задачи, запись примера на доске) – Пролетели Гуси-лебеди мимо, не заметили детей. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. А Гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. А вот и Яблонька. «Яблонька, матушка, спрячь меня!» «Выполни мое задание, спрячу!» -№2, с.29 (анализ задачи, запись примера на доске) – Заслонила яблоня детей ветвями. Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали и ни с чем к Бабе Яге вернулись. VII. Итог урока – Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь героям сказки? – Как мы помогли им? (Решали примеры, задачи, отгадывали ребусы) – Конечно, вы хорошо работали на уроке. Быстро считали, правильно выполнили все задания. Молодцы! – А Аленушка с братом Иванушкой возвратились домой к родителям. В знак благодарности, Алёнушка прислала вам вот эти пирожки, которые она испекла в печке. – Наше путешествие подошло к концу. Никто не отстал, не потерялся в лесу? – Все на месте! -Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке? -Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым? -Почему второе число называется вычитаемым? VIII. Рефлексия – Кому понравилось наше путешествие? (Поднять большой палец вверх) – Кому не понравилось? (Палец вниз) – Кому из вас, ребята, было легко выполнять задания? (Покажите сигнальную карточку желтым цветом) – Кому трудно? (Покажите сигнальную карточку зелёным цветом) -В сказке добро победило зло! Хочется, чтобы добро побеждало не только в сказке, но и в жизни. А для этого вам нужно быть добрыми, смелыми и отзывчивыми. -Песня «Если добрый ты». (Исполняют учащиеся класса)